<<< обратно

 

СОУЛ

 

В конце 50-х годов, когда значительная часть    «черной    музыки»    США    (блюз, ритм-энд-блюз)   была   заимствована    ис­полнителями рок-н-ролла, сделавшись та­ким   образом   «межрасовым»   явлением, негритянское население стало идентифи­цировать  себя   в  музыке  «соул».   В  соул преобладают влияние мелодической тра­диции спиричуэлс и характерные для это­го направления многоголосие и сдержан­но    экстатичная    манера    исполнения    (в противовес   более   «развязному»   и   иро­ничному  блюзу).   Ощущалось   и   влияние ритм-энд-блюза в аранжировке и ритми­ке, в первую очередь. Первыми «гиганта­ми    соул»    были    певцы    Рэй    Чарльз    и Джеймс Браун. Возникло несколько реги­ональных  «школ»  соул,  каждая  из  кото­рых имела свою фирму грамзаписи. Наи­более    известна    Дейтройтская:    фирма «Тамла-Мотаун»,   артисты   Стиви  Уандер, Дайана  Росс  и  «Сюпримз»,  Марвин   Гэй, «Тэмптэйшнз»,       «Джексон 5».      Главные композиторы,  продюсеры фирмы  Берри Горди и Норман Уитфилд соединили вое­дино   привязчивость   поп-мелодики,   соч­ные  негритянские ритмы  и  нашли много замечательных вокалистов-исполнителей. «Тамла-Мотаун» стала самым удачливым предприятием негритянского шоу-бизне­са за всю его историю. Для Мемфисской школы (фирма «Стакс-Вольт», артисты Отис Реддинг, Айзек Хэйз, Букер Ти) ха­рактерны акцентированный ритм, скупая инструментовка, с «фирменным» звуком электроклавишных, и виртуозная игра му­зыкантов.

Филадельфийскую школу отличает, на­против, легкий, едва намеченный звуком тарелок, ритм, шикарные вокальные аранжировки и сладкие, в медленном и среднем темпе, мелодии (фирма «Филли», артисты Харольд Мелвин, «Стайли-стикс», «О-Джейз»). Нельзя не отметить и таких исполнителей соул, как Арита Франклин («Леди соул») и Эл Грин, ныне поющий исключительно духовные псал­мы в церкви.

В 70-е годы музыка соул коммерциализовалась, породив, с одной стороны, дис­ко, с другой — салонную «черную музы­ку для взрослых» (по аналогии с «Роком для взрослых»). Место мейнстрима не­гритянской музыкальной культуры теперь занял ритмичный и «джазированный» фанк.

 

Hosted by uCoz