<<< обратно
СОУЛ В конце
50-х годов, когда значительная часть
«черной музыки» США
(блюз, ритм-энд-блюз) была заимствована исполнителями рок-н-ролла, сделавшись
таким образом «межрасовым» явлением, негритянское население стало идентифицировать себя
в музыке «соул».
В соул преобладают влияние
мелодической традиции спиричуэлс и характерные для этого направления
многоголосие и сдержанно
экстатичная манера исполнения (в противовес
более «развязному» и
ироничному блюзу). Ощущалось и влияние
ритм-энд-блюза в аранжировке и ритмике, в первую очередь. Первыми «гигантами соул»
были певцы Рэй
Чарльз и Джеймс Браун.
Возникло несколько региональных
«школ» соул, каждая
из которых имела свою фирму
грамзаписи. Наиболее известна Дейтройтская: фирма «Тамла-Мотаун»,
артисты Стиви Уандер, Дайана Росс и «Сюпримз», Марвин Гэй,
«Тэмптэйшнз», «Джексон 5». Главные композиторы, продюсеры фирмы Берри Горди и Норман Уитфилд соединили воедино привязчивость поп-мелодики, сочные негритянские ритмы и
нашли много замечательных
вокалистов-исполнителей. «Тамла-Мотаун» стала самым удачливым предприятием
негритянского шоу-бизнеса за всю его историю. Для Мемфисской школы (фирма
«Стакс-Вольт», артисты Отис Реддинг, Айзек Хэйз, Букер Ти) характерны
акцентированный ритм, скупая инструментовка, с «фирменным» звуком
электроклавишных, и виртуозная игра музыкантов. Филадельфийскую
школу отличает, напротив, легкий, едва намеченный звуком тарелок, ритм,
шикарные вокальные аранжировки и сладкие, в медленном и среднем темпе,
мелодии (фирма «Филли», артисты Харольд Мелвин, «Стайли-стикс», «О-Джейз»).
Нельзя не отметить и таких исполнителей соул, как Арита Франклин («Леди
соул») и Эл Грин, ныне поющий исключительно духовные псалмы в церкви. В 70-е годы музыка соул коммерциализовалась, породив, с одной стороны, диско, с другой — салонную «черную музыку для взрослых» (по аналогии с «Роком для взрослых»). Место мейнстрима негритянской музыкальной культуры теперь занял ритмичный и «джазированный» фанк. |